из песни ... не выкинешь
игра и эксперимент

Материю песни, ее вещество
Не ....... автор из .......
Сам Бог не сумел бы ....... ничего,
Не будь у него ...........

Игра

Цель игры -- угадать авторское слово в отрывке стихотворного или прозаического текста. В каждой попытке вам предлагается случайным образом выбранный фрагмент с пропущенным или замененным словом. Если слово пропущено (тип задания 1), вы должны восстановить его. За правильный ответ вы получаете 10 очков. Если слово выделено (тип задания 2), то оно с равной вероятностью может оказаться авторским или замененным. В этом случае вы должны определить, авторское ли оно. Правильный ответ приносит 5 очков. Наконец, если вам предложено на выбор 2 варианта (тип задания 3), то один из них авторский, другой -- замена, и вы должны определить, какой авторский. За правильный ответ -- 3 очка. За каждое задание, оставленное без ответа, с вас снимается по очку.

Откуда берутся замены? Из неправильных ответов на задания типа 1 (восстановить). При этом игрок - автор замены получает по 3 очка всякий раз, когда его слово приняли за авторское, и теряет 1 очко всякий раз, когда не приняли. Поэтому, даже если вы почти уверены, что авторское слово вам не восстановить, старайтесь придумать правдоподобную замену -- в ваших интересах ввести в заблуждение других игроков. См. тж. ЧАсто задаваемые ВОпросы и Место для дискурса.

В игре три этапа. Прошедшие первый этап до конца получают доступ одновременно во второй этап, с другим набором текстов и отдельным счетом очков, и в третий, где вы по тем же правилам играете с текстами, введенными другими игроками. Подробнее см. ЧАВО.

Эксперимент

"Изводишь единого слова ради", -- сказал Маяковский, -- "тысячи тонн словесной руды". В двух словах, цель эксперимента -- измерить, в какой мере, действительно, слово в стихе единственно возможное, и можно ли по этому признаку отличить стихи от прозы и хорошие стихи от плохих (не в обиду никому из авторов использованных в игре текстов, наука есть наука). Подробнее см. Пояснительную записку и комментарии к ней.

Чтобы иметь возможность делать выводы, нужна большая статистика, поэтому играйте чаще и приводите сюда всех знакомых, которым это может быть интересно. А я позабочусь о том, чтобы фрагменты не иссякали.

См. тж.

Совсем недавно появилась родственная игра С. Ашманова для айфона, называется айПушкин. Скачать ее можно на https://itunes.apple.com/app/ipushkin/id888807132. Тексты там другие, а идея очень похожая.

Благодарности

Я чрезвычайно признателен

Некоторые формальности

Фрагменты в базе данных взяты из открытых источников (главным образом, в сети) без разрешения авторов даже в тех случаях, когда это возможно. Согласно Закону РФ об авторском праве, ст. 19.1,
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
(жирный шрифт здесь и ниже -- мой). Аналогично, согласно статье 107 американского закона
the fair use of a copyrighted work, including such use by reproduction in copies or phonorecords or by any other means specified by that section, for purposes such as criticism, comment, news reporting, teaching (including multiple copies for classroom use), scholarship, or research, is not an infringement of copyright.
При этом в числе критериев "честного использования" приводятся некоммерческий характер, небольшой размер цитаты и отсутствие ущерба для коммерческого распространения работы.

Я вполне убежден, что не нарушаю здесь ни писаных, ни неписаных законов. Если, тем не менее, вы обнаружили в числе фрагментов отрывок из собственного произведения и возражаете против его использования, напишите мне, и я попробую вас переубедить, а если не удастся, то удалю фрагмент. Подробно о моих взглядах на авторское право в цифровую эпоху можно прочитать в статье, опубликованной РЖ.


Литеросфера: Литературный интернет