из песни ... не выкинешь |
Комментарий 79
к комментируемому месту / к оглавлению: диалогическому, хронологическому, монологическомуАвтор: М, manin@pobox.com Дата: 01/07/2004 04:01 Резюме: Эволюционные корни искусства Длинная (но далеко не исчерпывающая) цитата из книжки С. Пинкера "Чистый лист" (Steven Pinker, "The Blank Slate", Penguin, 2002, pp. 405-406)
Вне зависимости от того, является ли искуство эволюционной адаптацией [как считают одни исследователи -- ДМ], побочным продуктом других адаптаций [как считают другие -- ДМ] или смесью того и другого, оно имеет глубокие корни в механизмах нашего мышления. Вот некоторые из этих корней.Живые существа получают удовольствие от того [и поэтому стремятся к тому -- ДМ], что повышало приспособленность их предков. Сюда относятся, например, вкус пищи и половая близость, окруженность детьми и приобретение навыков. Чисто зрительное удовольствие тоже может в некоторых случаях служить приспособлению к среде. Изучая среду, мы ищем черты, помогающие ориентироваться в ней и использовать ее к собственной выгоде. Мы различаем четко отграниченные области, редко встречающиеся и потому информативные черты вроде параллельных и перпендикулярных прямых, оси симметрии и удлинения. На этом оновании мозг выделяет в зрительном поле поверхности, группирует их в объекты и организует объекты таким образом, что мы можем узнать их, увидев в следующий раз. Такие исследователи зрения, как Дэвид Марр, Роджер Шеппард и В.С. Рамачандран выдвигали предположение, что приятные для глаза визуальные мотивы в изобразительном и декоративном искусстве подчеркивают подобные черты, давая мозгу возможность убедиться, что зрение функционирует нормально и правильно анализирует мир. Таким же образом тональная и ритмическая упорядоченность в музыке может взаимодействовать с подсистемами мозга, занимающимися организацией слышимого мира.
94) По мере преобразования первичных зрительных стимулов в восприятие опознаваемых объектов и сцен эстетическая окраска этого восприятия делается еще богаче. Исследования живописи, фотографии и ландшафтной архитектуры, а также изучение восприятия изображений людьми выявляют универсальные мотивы, приятные для глаза. Некоторые из них могут быть связаны с образом оптимального места обитания человека -- саванны: открытая степь с отдельными деревьями и водоемами, населенная животными и цветущими и плодоносящими растениями. Нам нравятся формы живых существ -- это свойство, названное Е.О. Уилсоном "биофилией", по-видимому, относится к общечеловеческим универсалиям. Другие черты пейзажа могут быть приятны, потому что сигнализируют о безопасности, например, широкий обзор из защищенного места. Третьи черты могут нравиться, потому что они облегчают исследование и освоение местности -- ориентиры, границы и тропы.
Чтобы добавить комментарий к любому предложению этого текста, щелкните мышью по точке, которой оно оканчивается